Конечные цели.
1. Уметь строить связное высказывание (т. е. передавать информацию) в некоторых типичных ситуациях указанных основных сфер общения:
а) с предварительной подготовкой (подготовленная по времени речь),
б) без предварительной подготовки.
2. Уметь использовать в самых начальных пределах различные виды высказывания:
а) с предварительной подготовкой,
б) без предварительной подготовки.
Некоторые промежуточные цели и задачи.
- Научиться комбинировать (сочетать друг с другом) речевые образцы (типовые фразы) в соответствии с коммуникативным намерением и на основе логической схемы, задаваемой последовательностью усвоения этих речевых образцов.
- Научиться осмысленно запоминать образец связной монологической речи при восприятии ее на слух (речь учителя, диктора с опорой на различные средства зрительной наглядности и без нее), а также при чтении.
- Научиться передавать содержание образца связной монологической речи:
а) близко к тексту,
б) своими словами,
в) с сокращением,
г) с расширением.
- Научиться строить связное высказывание по аналогии при варьировании опор (без задания образца такого высказывания):
а) задается содержание и частично языковая форма,
б) задается языковая форма,
в) задается только содержание.
- Научиться строить связное высказывание на основе комбинирования нескольких образцов монологической речи, т. е. нескольких источников информации, например материалов разных текстов:а) с опорой на заданный учителем образец, б) без опоры.
- Научиться описывать картину (серию картин, диафильм и т. п.), пересказывать различными способами воспринятый на слух или прочитанный текст, составить сообщение или рассказ по теме, включая комбинирование материала внутри одного или нескольких источников информации в условиях неподготовленной по времени речи. Научиться при этом в случае необходимости (незнание слова) прибегать к лексическому перифразу или обращаться за помощью к собеседнику.
- Научиться строить оценочные высказывания, включая отзыв, характеристику:
а) с опорой на образец,
б) без непосредственной опоры на образец.
- Научиться коротко реферировать прочитанное.
- Научиться коротко реферировать прочитанное и выражать свое отношение к нему.
Некоторые предпосылки, необходимые учащимся для реализации промежуточных целей.
- Знание предмета высказывания, т. е. явлений, фактов той предметной области, которая составляет содержание темы (т. е. аспекта предметной области, представленного в теме). Знание лексики и речевых образцов, а также сведений по грамматике, необходимых для понимания материала темы и оформления высказывания по этой теме.
- Умение узнавать языковой материал на слух и при чтении. Умение выделять основные смысловые вехи и мысленно фиксировать их. Умение сознательно осуществлять работу над услышанным или прочитанным текстом в целях запечатления его основного содержания: отвечать на вопросы по тексту или, используя средства зрительной наглядности, самостоятельно составлять вопросы, выделять существенные языковые ориентиры в виде опорных слов, фраз, заглавий к картинкам, плана и т. д.