1. Повторное прослушивание сообщения, в котором вводится знак, подлежащий усвоению (в дальнейшем мы будем применять сокращение R-знак). R-знаки — сообщения типа Yes. Of course и т. д. — вводятся в более широком контексте (пара реплик). Одновременно R-знак семантизируется средствами, указанными выше. В случае необходимости семантизация сопровождается комментариями преподавателя или учебника. R-знаки удобно вводить при помощи учебных диа- и кинофильмов, где они естественно появляются в виде тематических групп. Изменяемые знаки вводятся в разных парадигматических вариантах.
2. Повторное прослушивание изолированного R-знака (сначала в основном, потом в других парадигматических вариантах). Это упражнение целесообразно совместить с показом письменного эквивалента знака (в начальной стадии обучения — печатными буквами на специальных картах). В дальнейшем практикуется чтение вслух письменного эквивалента R-знака.
3. Прослушивание разных типовых сообщений или более простых знаков, содержащих R-знак. Весь остальной состав сообщений и их модели должны быть уже отработаны ранее. Сообщения семантизируются и подбираются так, чтобы вскрылись оттенки значения знака. R-знаки преимущественно фигурируют в более сложных готовых знаках. R-знаки, для которых должна быть создана абсолютная маркированность, повторно прослушиваются в сообщениях при соответствующих коммуникативных условиях.
4. Прослушивание пар знаков, близких по форме или в минимальных (различающихся но одной фонеме) парах. Второй член пары должен быть усвоен ранее. Это упражнение предназначено для уточнения формы знакового отпечатка.
5. Устное воспроизведение знака (упражнение типа «Слушай и повторяй») — хоровое и индивидуальное. Выполнение этого упражнения требует предварительной отработки всех необходимых Т-фонем. Умение правильно произнести знак является компонентом его продуктивного усвоения (частичное владение Т-знаком), но за ним не обязательно будет следовать дальнейшая активизация знака.
6. Прослушивание пар или групп сообщений (предложений, синтагм), содержащих два или несколько значений вводимой R-формы, одно из которых вводится, а другое или другие были усвоены ранее. Это упражнение имеет целью установить ассоциации между значениями многозначных знаков или просто предотвратить представление об однозначности знаковой формы.
7. Контрольно-обучающее упражнение типа «Слушай и показывай»: обучаемый слушает произносимые знаки и выбирает картинку, на которой изображен референт R-знака. Это упражнение применимо только для знаков, имеющих в качестве референтов конкретные явления.
8. Контрольно-обучающее упражнение: отмечается наличие или отсутствие R-знака (с данным значением) в прослушанном сообщении. Применимо для любых знаков.
9. Контрольно-обучающее упражнение типа «Слушай и выполняй»: обучаемый выполняет действие, указываемое сообщением, содержащим R-знак. При этом R-знак может быть не только глаголом — названием действия, но и существительным или атрибутивной синтагмой (предмет, на который обращено действие), наречием или обстоятельственной синтагмой (качество действия), местоимением и т. д.
10. Устный перевод прослушанного R-знака или более сложного знака, содержащего R-знак, на родной язык. При отсутствии точного эквивалента R-знака на родном языке используется перефразировка (описание значения) на родном языке. Применяется в качестве контрольного упражнения.
11. Перефразирование прослушанного R-знака на изучаемом языке. Применимо только на достаточно продвинутых стадиях обучения. Является одновременно упражнением в трансмиссии и как таковое требует специальной подготовки.
12. Прослушивание сообщений, предложений или синтагм, различающихся по одному компоненту, которым в одном из сообщений является R-знак. Возможны различные варианты этого упражнения, направленные на формирование разных знакотипов в составе отпечатков: частей речи, типов словоформ, что способствует вычленению грамматических окончаний, аффиксов и т. п., семантических классов разного рода.
13. Прослушивание перечней уже известных обучаемому знаков, включающих R-знак и относящихся к одному знакотипу. Имеет ту же цель, что и предыдущее упражнение.
14. Прослушивание R-знаков или знаков, содержащих R-знаки, контрастируемых по наличию или отсутствию маркирующего грамматического, знака или по наличию разных маркирующих грамматических знаков (аффиксы, чередования, порядок расположения, служебные слова и т. п.), а также по наличию — отсутствию субъязыкового маркирования.
15. Транскрибирование прослушанного R-знака или более сложного знака, содержащего R-знак.