Раннее обучение детей английскому языку: дань моде или необходимость?

05.08.2017

В большинстве общеобразовательных школ иностранный язык преподается со второго по одиннадцатый класс 2-3 раза в неделю. Однако, несмотря на такое серьезное количество часов, уровень владения языком у выпускников остается удручающе низким. Если не брать в расчет тех детей, которые специально занимались с репетитором или подолгу жили за границей, свободно разговаривать на иностранном после окончания обычной школы могут единицы. Причем ситуация не становится лучше, несмотря на многочисленные попытки реформирования в этой сфере.

При всем этом, знание иностранного языка (в частности, английского) сегодня становится чем-то вроде эталона качества образования. Большинство родителей хотят, чтобы их дети знали английский. Неудивительно, что всевозможные языковые курсы переживают пик своей популярности. Различные авторские методики курсов английского для детей, онлайн-курсы, английские лагеря, индивидуальные занятия для взрослых и детей – выбор действительно огромный.

Отдельно стоит сказать и о курсах иностранного языка для малышей. Многие взрослые свято убеждены, что чем раньше начать обучать ребенка английскому, тем быстрее и лучше он его освоит. Отчасти это так. Но только отчасти. Попробуем разобраться, имеет ли смысл водить малыша 3-4 лет на занятия по английскому и что при этом необходимо учитывать.

  1. Первое и основное, что необходимо понимать, - это то, что язык не может существовать в отрыве от окружающей действительности.
    Язык – это инструмент, с помощью которого люди общаются. Для того чтобы научиться пользоваться этим инструментом, необходимо им… пользоваться! Да, дети усваивают новую информацию стремительно, но только тогда, когда эта информация нужна им для дальнейшего познания окружающего мира, для взаимодействия с этим миром.
    Именно поэтому, если вы переедете жить, скажем, в Англию, то сами не заметите, как ваш ребенок бойко заговорит по-английски. И чем дольше вы будете жить в англоязычной среде, тем лучше он будет понимать английский. А вот русский начнет понемногу забывать. Потому что язык нужен для общения. Если язык не используется в повседневной жизни, знание не подпитывается практическим опытом, и навыки быстро угасают.

    А что происходит, когда ребенок ходит на курсы два раза в неделю? В течение 30 минут он слышит какие-то английские слова, песенки и стишки, возможно, даже что-то запоминает. После этого он выходит на улицу и продолжает разговаривать по-русски и слышать вокруг себя только русскую речь. Свежие знания ничем не подкрепляются. Ребенок никак не использует то, что он узнал. Только представьте, сколько всего нового маленький ребенок узнает за день даже из простой прогулки по городу! Неудивительно, что уже через пару дней он не вспомнит и половины из того, что разучил на занятии – эта информация просто перекроется и вытеснится более актуальными и интересными знаниями.

  2. Второе, что стоит учитывать – это особенности восприятия информации детьми. Ребенок в 3-4 года пока еще не способен подолгу концентрироваться на чем-либо. Произвольное внимание формируется только в 6-7 лет, когда ребенок идет в школу. Даже некоторым первоклассникам трудно не отвлекаться во время урока. Что уж говорить о малышах? Даже если занятие проходит в игровой форме, не факт, что ребенок будет внимательно слушать и запоминать. Он может в любой момент отвлечься на что угодно: на картину на стене, на звуки за стенкой, на необычную прическу учительницы и так далее. В целом, ребенок дошкольного возраста может концентрировать внимание очень непродолжительное время и только на том, что ему интересно. Вы уверены, что вашему ребенку интересно заниматься английским? Хорошо, если это так, но на практике часто детям оказывается скучно или сложно на занятиях.
  3. Нельзя забывать о способностях ребенка к английскому языку. Конечно, всем родителям хочется видеть в своем малыше если не гения, то, как минимум, способного, одаренного ребенка. Но объективно процент детей, которые «на лету» схватывают иностранный язык, очень невелик. Как правило, такие дети вообще не испытывают трудностей с изучением как родного, так и любого иностранного языка. Им даже не нужно учить правила – они чувствуют и понимают язык, его структуру. И, по сути, эти ребята не нуждаются в дополнительных курсах: они выучат язык легко и быстро тогда, когда им понадобятся.
    Для большинства же детей изучение иностранного языка – непростое занятие. В 3-4 года многие дети еще не полностью овладели родным языком, и иностранный в этом случае будет только тормозить развитие речи. Известно, что дети, которые с детства слышат вокруг себя речь на разных языках, начинают говорить позже и первое время часто путаются.

  4. Помимо всего прочего, старайтесь учитывать интересы и склонности самого ребенка. Конечно, если ребенок с удовольствием ходит на курсы или, тем более, сам попросил записать его, польза от таких занятий будет. Все, что вызывает положительные эмоции, запоминается глубже и крепче. Но если у ребенка нет ни склонностей, ни интереса к изучению иностранного языка, стоит ли мучить просто потому, что родителям хочется, чтобы их сын или дочь знали английский? А может быть, вместо этого позволить детям заниматься тем, что им действительно по душе – танцами, футболом или рисованием? Тем более, что многим детям вполне хватает одного детского сада, а в свободное время им хочется просто побыть дома с родителями или поиграть на детской площадке. Только представьте – им и так предстоит учиться в школе 11 лет, и эти годы будут не самыми легкими.

Если вы не можете решить, стоит ли отдавать сейчас ребенка на курсы английского языка для детей, попробуйте честно ответить себе на несколько вопросов:

  • Будет ли у ребенка возможность закреплять полученные знания на практике?
  • Понадобится ли ему в обозримом будущем знание языка в жизни?
  • Достаточно ли хорошо у ребенка развита речь (для его возраста)?
  • Будет ли ему самому интересно заниматься иностранным языком?


В качестве эксперимента можно посетить пробный урок – в Лаборатории Иностранных Языков полноценный пробный урок проводится бесплатно. Понаблюдайте за реакцией ребенка, обсудите с ним прошедшее занятие и примите взвешенное решение. Возможно, стоит отложить посещение курсов на более поздний срок.

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

См. также:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard